Лето - это пора повышенных температур, которые влияют не только на людей, но и на технику, особенно на грузовики. В жаркие дни, когда температура воздуха может превышать 30-35 градусов, двигатели грузовиков МАН подвержены дополнительным нагрузкам. Перегрев двигателя – одна из самых распространенных и серьезных проблем, с которой сталкиваются водители и владельцы грузовиков. В этой статье мы рассмотрим причины, последствия и методы предотвращения перегрева двигателя.
6 распространённых причин из-за которых происходит перегрев двигателя
1. Использование охлаждающей жидкости (ОЖ), не соответствующей допускам производителя мотора
Охлаждающая жидкость, не соответствующая требованиям производителя, может не обеспечивать необходимую защиту от коррозии и неэффективно отводить тепло. Такая ОЖ может содержать неправильные присадки или иметь несоответствующий состав, что приводит к неадекватному охлаждению двигателя.
2. Грязный антифриз с выработанными присадками
Антифриз со временем теряет свои свойства, а присадки, которые защищают двигатель от коррозии и накипи, вырабатываются. Грязный антифриз не только хуже проводит тепло, но и может засорять радиатор и другие элементы системы охлаждения, снижая её эффективность и приводя к перегреву.
3. Недостаток антифриза и завоздушивание системы
Недостаток антифриза в системе охлаждения приводит к образованию воздушных пробок, которые препятствуют нормальной циркуляции охлаждающей жидкости. Воздух в системе снижает способность антифриза отводить тепло от двигателя, что вызывает перегрев.
4. Экономия при разбавлении ОЖ водой
Разбавление антифриза водой снижает его температурные характеристики. Вода замерзает при более высоких температурах и кипит при более низких, чем качественный антифриз. Это может привести к перегреву в жаркую погоду и к замерзанию системы охлаждения зимой.
5. Забитый мелкими частицами грязи радиатор
Со временем радиатор может засоряться пылью, грязью и другими частицами, что ухудшает теплообмен. Если радиатор забит, охлаждающая жидкость не сможет эффективно отводить тепло от двигателя, что приводит к его перегреву.
6. Порывы патрубков, утечка из радиатора и поломка помпы
Любые утечки в системе охлаждения, будь то порывы патрубков, утечки из радиатора или поломка помпы, приводят к потере охлаждающей жидкости. Без достаточного количества ОЖ система охлаждения не сможет эффективно функционировать, что неминуемо приведет к перегреву двигателя.
Возможные последствия перегрева ДВС
Слабый перегрев
При кратковременном перегреве двигатель может временно потерять мощность, а компоненты системы охлаждения могут быть подвержены дополнительному износу. В этом случае достаточно провести диагностику и обслуживание системы охлаждения, чтобы предотвратить более серьезные проблемы в будущем.
Средний перегрев
Средний перегрев может привести к деформации головки блока цилиндров и прокладок, что вызовет утечки и снижение компрессии. В этом случае необходимо провести ремонт, замену поврежденных прокладок и возможную обработку поверхности головки блока.
Сильный перегрев
Сильный перегрев двигателя может привести к серьезным повреждениям, таким как разрушение поршней, перегрев цилиндров и отказ двигателя. В этом случае требуется капитальный ремонт или полная замена двигателя, что сопряжено с высокими затратами и длительным простоем техники.
Как избежать перегрева?
Включение обогревателя
Включение обогревателя помогает отводить часть тепла от двигателя. Это особенно важно при остановках в пробках или при движении на низких скоростях. Обогреватель использует тепло двигателя для обогрева кабины, что дополнительно снижает нагрузку на систему охлаждения.
Немедленное выключение двигателя при отсутствии ОЖ в расширительном бачке
Если в расширительном бачке отсутствует охлаждающая жидкость, необходимо немедленно заглушить двигатель. Продолжение работы без ОЖ может привести к серьезным повреждениям. В этом случае требуется эвакуировать машину до места проведения ремонтных работ.
Проверка температуры радиатора при неработающем двигателе
Если двигатель остановлен, проверьте равномерность нагрева радиатора. Неравномерный нагрев или его отсутствие может указывать на завоздушивание системы. Воздух в системе препятствует нормальной циркуляции ОЖ, что приводит к перегреву. Необходимо провести дегазацию системы.
Осторожное открытие радиатора
Никогда не открывайте горячий радиатор. Это может привести к выбросу горячего пара и ОЖ, что опасно для здоровья. Подождите, пока температура снизится, и только после этого долейте необходимое количество ОЖ до рабочего уровня.
Заключение
Перегрев двигателя – серьезная проблема, особенно в летний период. Понимание причин перегрева, его возможных последствий и методов предотвращения поможет сохранить двигатель вашего грузовика МАН в рабочем состоянии. Регулярное обслуживание системы охлаждения и соблюдение рекомендаций производителя – залог надежной и долговечной работы вашего двигателя